Автор Тема: Йоруба... Абакуа... Карабали.... изучаем афро-кубинские корн  (Прочитано 65003 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

woodoolenaАвтор темы

  • писатель
  • *
  • Расположение: Barcelona
  • С нами с 30-12-2003
  • Сообщений: 93
Даже не знаю, с чего начать. Вы, наверное, весьма удивитесь, но танго также уходит корнями в Кубу. Корабли, идущие из Старого Света в Аргентину, приносили в Буэнос Аэрес и ритм абанера, легший в основу танго. Правда сыграли в рождении танго немалую роль и андалусийские севильяны. Если копнуть глубже, в основе ритма абанеры лежит ритм Макута, религиозный ритм - молитва богам пантеона Пало Монтэ. Исполняемый в сочетании с особым песнопением и религиозным танцем данный обряд носил название Мамбо.
(Вот вам и истоко "белого" танца мамбо ). Поподробнее о религиозно - музыкальной традиции  Пало Монте.  Изначально эта традиция рабов, привезенных из Конго, чьи языки принадлежали к культуре Банту.
На Кубе их кобильдос называли конгос.

(Oxanita:   Явление "сальса" - это достояние Латинской Америки, а не Франции+Конго+Испании.)

Жители Конго и по сей день в состоянии найти общий язык с кубинскими конгас банту, а множество ритмов присущих сальсе, считают своими. Затрудняюсь проследить французские корни сальсы, но испанских корней будет не меньше ( Сарабанда, Гурумбэ и т. д.)
. Черные кубинские рабы постепенно перенимали и испанскую музыку, так же как их хозяева - негритянскую. Но об этом ниже. Даже в 17 - 18 веках начали рождаться аутентичные музыкальные стили с равноценными афроиспанскими влияниями.   Так что может это общенародное достояние?
(Оксана: А рок-н-ролл куда автоматически относит? Меня, лично, в Штаты.).  А родили- то эту музыку кто? Правильно, потомки черных рабов, таких же, что и в Латинской Америке. Со сходными религиозными действами, состоящими из ритуальных танцев под религиозные ритмы и песнопением. Чаще в эти штаты США привозили рабов из областей Мозамбика ( на Кубе относящихся к данному кобильдос называли мандинга) и с Берега Слоновой Кости (на Кубе их называли арара). Общие ритмы, общие божества объединяют их с черными выходцами из Латинской Америки, недаром столько их оседало и приложило не мало усилий в создании рок - н ролла (латиноамериканцы также смогут сказать, что это их исконная музыка и ... постольку поскольку).
 Но все же в основе  ритмов рок - н -ролла больше ритмических структур, посвященным богам Лукуми. Лукуму - самый сильный кобильдо Кубы, иначе назывваемый Йоруба. Однако Йоруба кубинская насквозь синкретична, на включила в себя божества других кобольдос и католических святых. пантеон негров США имеет несколько иную структуру.
 
Остается еще только заметить, что термин сальса в применении к музыке родился вовсе не на Кубе (хотя кубинцы раскопали какую - то песенку 20 годов про соусы), а именно в США , в Нью Йорке. и имели отношение к созданию этого термина все больше не кубинцы, а  доминиканец, пуэрториканцы и прочая тусовка латиноамериканских иммигрантов. Очень они всего намешали, а журналисты принялись их критиковать, применив этот термин, в негативном аспекте, кстати. Этим очень любят попинать гордых кубинцев прочие латиноамериканцы, особенно пуэрториканцы (эти приписывают создание термина сальса себе).

(Oxanita - оригинале сальсу/тимбу/мамбо/румбу и иже с ними танцуют (внимание: настоящее время) негры/мулаты с Кубы, а не белые испанцы и французы).

 А вот это не так. Белые на Кубе такжк танцуют, да и среди местных черных есть косолапые. Сотни лет уже и тамошние и белые и негры танцуют общие танцы и свершают богослужения вместе. Еще с 17 века наблюдается то, что "черные" танцы входят в белое общество и наооборот. Сначала в дни церковных праздников каждому кобильдос было разрешено справлять эти праздники согласно родовым обычиям. Белые праздновали свой праздник, а разные кобильдос одевали свои национальные костюмы (на самом деле религиозные облачения) и со своими национальными инструментами направлялись к хижине жреца.
Там они совершали свои обряды, а белые думали гм.. что это просто танцы (так и многие, наверное, до сих пор думают, что связки тренируют). Но со временем сначало произошло слияние кобильдос, а потом и сляиние кобильдос с белыми и мулатами. Днем - социальные барьеры, но ночью все - и белые и черные собираются вместе, чтобы в танце отдать дань божествам.  Так что белые с убы не только не последнее место занимают в танце, но и в их синкретической религии. Я знаю белокожих сантеро, и даже белокожих бабалао (кто знает, тот поймет). Да даже в тайное общество Абакуа с начала века путь им открыт.
Там белый - черный внутри, черный - белый внутри. (кубинская поговорка). Они же любят говорит -cuerpoblancos y almaprietos.  Cuerpoprietos y almapalidos.
Об этом явлении в своих поэмах великий кубинский поэт Николас Гильен.  Одно из стихотворений В нем рассказывается как он поет и танцует сон во время религиозного ночного собрания. (Гильен был бабалао). он говорит о том, что он - йоруба, но н же чувствует себя и конго и мандингой и карабали, и мулатом, и белым. Все смешалось.
Они пьют кровь, смешанную с агвардиенте и танцуют.  он поет, что все вместе уже столько лет, что все смешалось, и молодые, и старые, и белые, и черные, Сан Беренито, и тот, кто за ним (то есть Чанго), все смешалось.  SON 16
Yoruba soy, lloro en yoruba
lucumi.
Como soy un yoruba de Cuba,
quiero que hasta Cuba suba mi llanto yoruba;
que suba el alegre llanto yoruba
que sale de mн.
Yoruba soy,
cantando voy,
llorando estoy,
y cuando no soy yoruba,
soy congo, mandinga, carabali.
Atiendan amigos, mi son, que empieza asi. ///
Estamos juntos desde muy lejos,
jуvenes, viejos,
negros y blancos, todo mezclado;
uno mandando y otro mandado,
todo mezclado;
San Berenito y otro mandado,
todo mezclado///
Salga el mulato,
suelte el zapato,
dнganle al blanco que no se va:
de aqui no hay nadie que se separe;
mire y no pare,
oiga y no pare,
beba y no pare,
viva y no pare,
que el son de todos no va a parar!
  Жаль, что сложно передать свобразие в переводе.
Вау,  о чем это я? Резюме. Придется процитировать саму себе, вернее собственную работу "Йоруба и Сантерия. Влияние африканских синкретических культов на культурную экспансию Латинской Америки" : "данная культурно - религиозная традиция лежит в основе не только латиноамериканской музыкальной (сон, ча - ча - ча, сальса, болеро, самба, капоэйра).... и литературной культуры (Николас Гильен, Луис Палес Матос, Жоржи Амаду, Алехо Карпентьер и т. д.). В настоящее время можно сказать, что без знания основ данного культурного пласта невозможно до конца понять происхождение столь разных феноменов массовой интернациональной культуры как джаз, рок - н - ролл, рок - музыка в целом, а также феномена массового увлечения и культурообразования..."
¡ACHÉ Pa'l Bailador!

mdikovi

  • писатель
  • *
  • Расположение: Денвер, Колорадо, США
  • С нами с 31-01-2003
  • Сообщений: 925
    • http://mdikovi.livejournal.com
Кажется есть несколько моментов, на которые можно взглянуть и по иному или дополнить. Но очень, очень неплохо.  :!: Особенно понравилось вот это:
Цитата: "woodoolena"
белый - черный внутри, черный - белый внутри. (кубинская поговорка)
Явление известное и приведено в тему [хлопает в ладоши].

Приятно встретить толковый, цельный, аргументированный текст на заданную тему, for a change.  :) К сожалению нередко ничего не найдёшь в текстах кроме "направленности" и шаманических завываний про "люби сальсу и Африку, мать её".  :twisted:
Но истинный социализм — это учение о добросовестном исполнении своих обязанностей. (с)

Oxanita

  • целевая аудитория
  • тысячник
  • ****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 24-09-2004
  • Сообщений: 1181
Woodoolena,

большое спасибо за рассказ. Меня очень интересуют кубинские религиозные культы. Подскажите, пожалуйста, где можно почитать про йоруба, в частности про абакуа. Желательно на испанском. В настоящий момент все сведения, которые есть у меня на эту тему, получены непосредственно от самих кубинцев или из интернета. Их не много. Что касается секты абакуа, то это вообще беда, так как с вопросами не подступиться: "son cosas para los hombres" ... и всё такое.

На тему белых и черных.
Сейчас даже сами кубинцы считают, что на Кубе нет белых: quien no tiene de kongo tiene de carabali. Это я имела в виду, говоря, что сальсу танцуют негры/мулаты. Кстати, далее Вы сами подтвердили это. Мне вспоминается такой случай: пошли с подругой (как я считала - белой) на один румбовый сейшн, где туссовались знаменитые кубинские румберо, в том числе очень известный на Кубе старичок, которого называют Hijo de Manuela. Так случилось, что мы с ним разговорились. Он спросил меня, с кем я пришла. Я указала на подружку и сказала - вон та белая девушка. На это он рассмеялся и сказал: "Белая!? Да это самая настоящая мулата кубана! Тут белых давно не осталось!" В танцах оришас видела очень много "белых". Но это только цвет кожи. Беседовала со священником католической церкви в Гуанабакоа, он тоже "белый", но всё, что он мне поведал про местное "католичество"... Он сам крестил десятки будущих сантеро (без католического крещения человек не может быть посвящен в сантерию). В общем, много чего довелось увидеть.

На тему латиноамериканского достояния.
Не знаю, в Конго не была, но от многих кубинцев слышала, что музыка и религиозные культы пошли, после перенесения их на Кубу из Африки, по собственной дорожке. Они считают, что там всё это имеет уже иную форму, хотя продолжают считать Африку эдакой священной землей и Меккой их религии. Сама видела черные булыжники, которые один кубинец секты абакуа хранил как фитиш из Африки...
И всё таки считаю, что несмотря на неоспоримость происхождения сальсы (сон, если хотите) из африканской + вропейской религиозно-музыкальной традиции, синтез произошел на Кубе и достояние это именно кубинское.

Резюме: невозможно отрицать взаимовлияние культур, но авторские права всеже принадлежат той культуре, где стал возможен синтез.

Agnostus

  • писатель
  • *
  • С нами с 13-10-2003
  • Сообщений: 628
    • http://www.agnostus.ru
2 Woodoolena

Спасибо за тот труд, который Вы взяли на себя публикуя столь исчерпывающий пост.

mdikovi

  • писатель
  • *
  • Расположение: Денвер, Колорадо, США
  • С нами с 31-01-2003
  • Сообщений: 925
    • http://mdikovi.livejournal.com
Цитировать
Подскажите, пожалуйста, где можно почитать про йоруба, в частности про абакуа. Желательно на испанском.

Осторожнее, Oxanita. Не сочтите за наезд, но не смешивайте тёплое с мягким.
По абакуа на испанском,...
Lydia Cabrera - "La sociedad secreta Abakuá, narrada por viejos adeptos"
Lydia Cabrera - "Anaforuana: ritual y símbolos de la iniciación en la sociedad secreta Abakuá"
Lydia Cabrera - "La lengua sagrada de los ñáñigos"

а также:
Tato Quiñones - "Ecorie Abakuá: cuatro ensayos sobre los ñáñigos cubanos"
Enrique Sosa - "El carabalí"
Adriana Pérez Pérez, Norma García Cabrera - "Abakuá: una secta secreta"

Не читал, не спрашивайте.
Но истинный социализм — это учение о добросовестном исполнении своих обязанностей. (с)

woodoolenaАвтор темы

  • писатель
  • *
  • Расположение: Barcelona
  • С нами с 30-12-2003
  • Сообщений: 93
Оксанита - и тебе большое спасибо за все написанное тобой. У меня также ощущение, что это не поленился и написал мой внутренний голос, я прямо была готова под многим расписаться. Ну, а теперь вернемся к "нашим... ".

Абакуа не является частью Йорубы (хотя часто всю афролатиноамериканскую религиозную традицию именуют йорубой).
Их пантеон - Регла де Оша.
Йоруба - наследие  лукуми -  наследие выходцев из области реки Нигер. Абакуа - преобразованное наследие карабали
(выходцы из области калабар).   Иной пантеон.
Йоруба - термин собирательный. До сих пор в этой области Нигерии существует порядка 200 диалектов. И чернокожие носители различных диалектов, оказавшись на Кубе, друг друга понимали и сформировали свой диалект Йорубы, так и называемый Лукуми. Говорящего на лукуми поймут в современной Нигерии.
 То же и с Карабали - первоначально разные языки (суамо, олуга, биби) сформировали на карабали брикамо.
 А также другие религиозные традиции вместе в связи с католичеством образующие Сантерию.
 Насчет связи с католичеством оно очевидно. Каждый католический святой является эманацией божества Сантерии.    И каждому божеству соответствует множество святых. И каждому Ориша соответствует свой ритм, свой музыкальный инструмент и свой танец.
  Насчет камней в данной синкретической религии - это отдельная и очень обширная тема, сравнимая почти с темой ударных инструментов.

(Oxanita -Резюме: невозможно отрицать взаимовлияние культур, но авторские права всеже принадлежат той культуре, где стал возможен синтез.).
 Явления синкретизма на Кубе - лишь частный, не уникальный случай. Сходные процессы культурного слияния происходили практически во всех странах Латинской Америки, куда производился сколько нибудь заметный ввоз африканцев. Пример - Бразилия, их кандомбле.
 Кстати, именно в Бразилии существует наиболее сильный культ Йоруба, так как именно там преобладали в своем подавляющем большинстве выходцы из данных областей Африки. Выходцев из других областей было значительно меньше. Те же божества, та же религиозная инфраструктура, те же процессы слияния с католичеством и европейскими музыкальными традициями, тот же язык (только с португальским произношением) та же вовлеченность в общество, та же культурная экспансия (самый известный бразильский писатель Жоржи Амаду - сын Шанго).
 Те же процессы происходили и на побережье Венесуэлы, и на Гаити (формирование Вуду - в основе которого дагомейский пантеон).
(только там черное население все - таки преобладает в численном количестве, в то время как на Кубе белокожие даже преобладали, множество политических заключенных из Испании отправляли именно на Кубу). Да и сейчас по статистике на Кубе - белые - 62%, мулаты - 27%, черные - 11%(может, данные изменились - иммиграция).
 Те же процессы происходили и по всему Карибскому бассейну, в Пуэрто Рико, например, где появились ритмы бомба и плена (так же легшие в основу сальсы). А абакуа, вы удивитесь,  зародилась и развивалась в Пуэрто Рико на равных основаниях и одновременно с Кубой, и даже имело в Пуэрто Рико большее политическое влияние. В частности, самый известный национальный поэт Пуэрто Рико Луис Палес Матос (основатель поэзии негризма, абсолютно белый кстати) был адептом абакуа. И был весомым политическим деятелем, до конца своих дней боровшимся против вхождения острова в состав США.
Поэтому про абакуа можно прочитать и в мемуарах дочери Палеса Матоса, и в воспоминаниях его друзей.
 Насчет где можно почитать в России. . .  Увы, для своего диссера библиографию я добывала в Испании. В Москве можно найти на испанском лишь пару книг Фернандо Ортиса  в библиотеке института Сервантеса и очень старое единственное издание, зачитанное до дыр, в библиотека  МГУ. Но с Ортиса, отца кубинской этнографии, нужно начинать ознакомление обязательно. Он написал множество томов.
Fernando Ortiz. La africanía de la música folklórica de Cuba.
F. ORTIZ. Los instrumentos de la música afrocubana.
При университете Гаваны есть целое издательство и научный центр Fundación Fernando Ortiz, выпускает много книг на эту тему совместно с  Unión de Escritores y Artistas de Cuba (UNEAC). Во время следующей поездки на Кубу можно с ними связаться и потусоваться, книг прикупить. Они при университете Гаваны даже стали делать пратные курсы Сантерии для иностранцев.
У этого издательства мне очень понравилось издание GUANCHE, J. 1996. Componentes étnicos de la nación cubana.  
LACHATAÑERE, R. 1961. «El sistema religioso de los lucumí y otras influencias africanas en Cuba
Можно усилить знания чтением LEON, A. 1986. «Continuidad cultural africana en América».  LEON, A. 1974. Del canto y el tiempo.
BOLIVAR, N. 1990. Los orichas en Cuba
LAOYEI, Timi de Ede. 1961. «Los tambores yoruba»
 
Более литературный источники -
 Maria Argelia Vizcaino. Santeria.    
 Maria Argelia Vizcaino. Guanabacoa, la tierra del Babalawo
У упоминутой выше Lydia Cabrera очень много книг на эту тему, увлекательнейших. Но это не столько научное, сколько литературно - художественное чтение. Помимо нее можно прочитать все, что выходить в издательстве из Майами Chicherekú.
CABRERA, L. 1970. Anagó
Lydia Cabrera. Reglas De Congo. Mayombe Palo Monte.
Lydia Cabrera. Cuentos negros de Cuba
Lydia Cabrera. Koeko Iyawo: Aprende novicia: Peqeño tratado de Regla Lucumi
А большую часть и почерпнула, как и ты,  в личном общении. в особенности с одним palero cruzao (который помимо Пало Монте практикует еще и Йорубу Регла де Оша). Он и учебника даже писал, и сам их продавал. В Барселоне есть несколько специальных  магазинчиков.
¡ACHÉ Pa'l Bailador!

Oxanita

  • целевая аудитория
  • тысячник
  • ****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 24-09-2004
  • Сообщений: 1181
woodoolena,

огромное спасибо за обширную библиографию по теме и рекомендации. Теперь остается отыскать хоть часть списка.
Абакуа
Действительно не знала, что абакуа не входит в йоруба. Когда-то от кубинцев слышала, что йоруба - это "всё, что из Африки".


2all

Вообще, тема интереснейшая. Может общественности есть что сказать/поделиться знаниями?

GM

  • писатель
  • *
  • Расположение: с Лысой горы
  • С нами с 01-09-2003
  • Сообщений: 347
У меня есть на двух вордовских листочках "иконки" основных божеств оришас. Не умею выкладывать.  :oops: Могу кому-нибудь отправить, если интересно, чтобы положили на всеобщее обозрение.

Oxanita

  • целевая аудитория
  • тысячник
  • ****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 24-09-2004
  • Сообщений: 1181
Цитата: "GM"
Не умею выкладывать.


Конечно, интересно.
Не знаю, может кто даст более профессиональные советы, но у меня получилось выложить фото (пока одно) через "Фотогалерею".

GM

  • писатель
  • *
  • Расположение: с Лысой горы
  • С нами с 01-09-2003
  • Сообщений: 347
Цитировать
Допустимы только файлы с расширениями :

JPG/JPEG.


 :(  Не получается. Может, кстати,  темку "вырежут", чтоб отдельная была? Прошу рассматривать как рац.предложение...

Eugene

  • активист
  • *****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 11-08-2003
  • Сообщений: 2420
  • nusut
Цитата: "GM"
Цитировать
Допустимы только файлы с расширениями :

JPG/JPEG.


 :(  Не получается...

Ну можно же перевести в jpeg-формат? Любой графический редактор это сделает. Из векторной графики ворда в том числе. Можно через буфер обмена перетащить. Или я не понимаю неких подводных трудностей?
Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе нужно.

GM

  • писатель
  • *
  • Расположение: с Лысой горы
  • С нами с 01-09-2003
  • Сообщений: 347


Цитировать
Или я не понимаю неких подводных трудностей?

Ну, что Вы, что Вы... :D  сейчас только посмотрю в учебнике для чайников, где искать графический редактор, кто такая векторная графика и в каком, пардон, месте буфер обмена...  :P  Спасибо за помощь...
Короче, нашла команду convert, формат переводится, но при предварительном просмотре посылает на х (в смысле, крестик на белом квадратике). Смотрите в моей галерее, кому интересно.
Быстро не ждите, у меня подводные трудности... :wink:

floy_libra

  • целевая аудитория
  • активист
  • *****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 08-01-2003
  • Сообщений: 2198
    • http://dancelessons.ru
Кто не знает/не помнит/не видел - много ссылок на разных языках было собрано нами здесь:

http://www.jazz.nsk.su/forum/topic.asp?TOPIC_ID=182
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.

Yo

  • писатель
  • *
  • С нами с 02-12-2004
  • Сообщений: 45
2Woodoolena:

Не подскажешь, может, хоть какую-то часть из приведенной библиографии можно заказать по интернету? Понимаю, что вряд ли это возможно, но должны же быть какие-нибудь испанские сайты, продающие продукцию местных издательств? Про Кубу вообще не спрашиваю. На мою просьбу привезти что-нибудь почитать, один наш московский сантеро широко улыбнулся и сказал что-то типа "А зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен!" (в адаптированном переводе :))

Salsamada

  • целевая аудитория
  • писатель
  • *
  • Расположение: Ченачитлан :)
  • С нами с 16-08-2002
  • Сообщений: 89
    • http://almasalsera.merengue.ru
Честно говоря, у меня мозги вскипели, читая все это. Но не потому, что непонятно, а потому, что (как многим известно) я сейчас тоже пишу диплом на эту тему (Herencia africana en la cultura de America Latina de hoy) и перелопачиваю горы разных найденных в интернете и подкинутых сердобольными гражданами источников. В принципе, религиозная часть у меня уже закончена (поскольку на эту тему была моя курсовая работа), с музыкальной частью тоже все в порядке, но вот по литературе, живописи, скульптуре нет практически ничего. Woodoolena, спасибо вам большое, что напомнили про Гильена, и спасибо за упоминание других писателей (поскольку кроме Вальдес и Амаду мне никто в голову не приходил). Хотя, признаться, почитав ваши посты я изрядно засомневалась в правильности сведений о религиях, приведенных в моей работе. В принципе, больше внимания я там уделила описаниям самих божеств и обрядов, чем истории происхождения религий, но даже некоторые мелочи вроде произношения "бабалао-бабалу" меня смущают. Смущают оттого, что как раз-таки никогда не говорила ни с одним живым кубинцем на эту тему и незнакома (по крайней мере близко) ни с одним сантеро. С одной стороны, что знает среднестатистический русский о древнеславянских обрядах? С другой стороны, кубинцы свою культуру хранят гораздо более ревностно, чем мы свою. Вот про смесь агуаардьенте с кровью тоже интересно.. Цитирую описание напитка, применяемого на церемонии асентадо, описанной Нуньесом: омьеро (смесь дождевой воды,речной воды,морской воды и святой воды; водка (подразумевается агуаардьенте), мед, масло корохо,масло какао, измельченная яичная скорлупа, перец и другие травы и компоненты в зависимости от назначения). Такое пьют?
И еще один смутивший меня вопрос: насчет того, что в сантерию должен прийти обязательно крещеный человек. Тот же Нуньес указывает, что чтобы консультироваться у оракула человек вообще необязательно должен быть посвященным, достаточно того, чтобы он относился с уважением к Оришас. Он даже может не владеть языком лукуми, потому что Оришас понимают все языки. Также упоминается, что перед посвящением новичок должен провести неделю в доме бабалу, обязательно купить новую одежду и все необходимое для церемонии, передать кругленькую сумму за сам обряд (от трех до пяти тысяч долларов) и принести перед обрядом жертвы во искупление прошлых грехов.
Насколько это все верно?
Буду благодарна за любую информацию по теме, для меня это очень важно.
J'ai laissée en passant quelques mots sur le mur... Quelques mots pour les grands Même pas

Oxanita

  • целевая аудитория
  • тысячник
  • ****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 24-09-2004
  • Сообщений: 1181
Цитата: "Salsamada"
И еще один смутивший меня вопрос: насчет того, что в сантерию должен прийти обязательно крещеный человек. Тот же Нуньес указывает, что чтобы консультироваться у оракула человек вообще необязательно должен быть посвященным, достаточно того, чтобы он относился с уважением к Оришас.


Имеется в виду не просто консультация, а именно посвящение. То есть нельзя стать сантеро, минуя обряд католического крещения. Эти сведения мне подтвердили несколько кубинцев, в том числе одни католический священник...

К слову.
Я неоднократно пыталась в фотогалерее разместить изображения божеств. Фотографии были сделаны в CASA DE ORISHAS в Гуанабакоа.
В общем, фотографии упорно не желают размещаться, хотя по размеру и всему пр. они должны бы пройти. Точно такое же фото про румбу я разместила без проблем... И как прикажете понимать? Происки злобных дУхов, что ли...  :wink:

Oxanita

  • целевая аудитория
  • тысячник
  • ****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 24-09-2004
  • Сообщений: 1181
Вспомнилось.

Знаете кубинский фильм Miel para Ochun? его показывали в декабре 2002 года в Испанском центре в рамках недели кубинского кино.

Речь там идет про американского гражданина кубинского происхождения (кубинца, в общем), которого вывезли в Штаты еще маленьким мальчиком. Он возвращается на Кубу уже зрелым мужчиной с целью узнать что-нибудь о своей матери, которая осталась на Кубе. Он не сантеро, но, по совету, кажется, какой-то своей "примы" (двоюродной сестры), прибегает к помощи женщины-сантеро, которой боги открывают местонахождение дома, где жила его мать.

GM

  • писатель
  • *
  • Расположение: с Лысой горы
  • С нами с 01-09-2003
  • Сообщений: 347
http://shaman.aha.ru/homepage/voodoo/voodoo2/index.html
Кому очень надо :wink: , смотрите главу№12 и приложение. [/quote]

Yo

  • писатель
  • *
  • С нами с 02-12-2004
  • Сообщений: 45
Дамы, ну если все так сложно с литературой, может выложите где-нибудь свои собственные труды и подкинете ссылку? Моя благодарность была бы безмерной!

Cholita

  • писатель
  • *
  • Расположение: Moscu
  • С нами с 29-03-2004
  • Сообщений: 842
Кстати говоря, от афро культуры пошли почти все латиноамериканские танцы, в том числе колумбийская кумбия. Читать здесь http://latinhit.valuehost.ru/forum/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=57&sid=ab3aa9d61d00aafa30b765d61210fe37
« Последнее редактирование: 04 Декабря 2004, 16:57:00 от Cholita »

Pharaoh

  • Администратор
  • активист
  • *****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 10-08-2002
  • Сообщений: 5377
    • http://www.salsa.ru
Цитата: "Oxanita"
Знаете кубинский фильм Miel para Ochun? его показывали в декабре 2002 года в Испанском центре в рамках недели кубинского кино.

Совершенно случайно скачал этот фильм в DivX. Оказался очень милым. Очень помогли английские титры. Если кому интересно - могу переписать на CD-ROM.

Pharaoh

  • Администратор
  • активист
  • *****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 10-08-2002
  • Сообщений: 5377
    • http://www.salsa.ru
Цитата: "Salsamada"
передать кругленькую сумму за сам обряд (от трех до пяти тысяч долларов)

... в Нью-Йорке.

Бу-га-га. Спорим, я знаю, с какого сайта эта "телега"?  :lol:

Кстати, там же есть история, как Орунмила на пару с Элегуа наказали алчных бабалао.  8)

GM

  • писатель
  • *
  • Расположение: с Лысой горы
  • С нами с 01-09-2003
  • Сообщений: 347
x Chena
[/quote]В принципе, религиозная часть у меня уже закончена (поскольку на эту тему была моя курсовая работа), с музыкальной частью тоже все в порядке, но вот по литературе, живописи, скульптуре нет практически ничего.
Цитировать

А надо? Иллюстрировать будем работу?  :wink: Есть ещё картинки в других стилях... Народ, если интересно, напишите, выкладывать или нет. А то что я буду с форматом мучиться, если не надо никому. :wink:

Oxanita

  • целевая аудитория
  • тысячник
  • ****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 24-09-2004
  • Сообщений: 1181
Цитата: "GM"
А надо?


ей Богу, ну что за вопросы  :wink:

Oxanita

  • целевая аудитория
  • тысячник
  • ****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 24-09-2004
  • Сообщений: 1181
GM,

некоторые из них похожи на медальоны... это откуда?

GM

  • писатель
  • *
  • Расположение: с Лысой горы
  • С нами с 01-09-2003
  • Сообщений: 347


НУ КАК ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ СЮДА, А? Почему посылает?

Цитировать
некоторые из них похожи на медальоны... это откуда?

Всё из паутины. Места знаю. :wink:  Думаю, это они и есть. Не беспокойтесь, попадётся что-то ещё - поделюсь. :P
Кстати, я думала, будут какие-то комментарии... а? :wink:

Oxanita

  • целевая аудитория
  • тысячник
  • ****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 24-09-2004
  • Сообщений: 1181
Да какие уж там комментарии  :( . До книжек бы woodoolen-иных добраться, которые она в библиографии указала...

А у меня вот такая прикольная штука не выкладывается...
сама фото делала: башка Элеггуа, торчащая из бетонной плиты, которой (башке то есть) народ денежку кидает... кто-то даже яблочко принес... а яблочки у них там по доллару штука. Видимо, действует, раз такой расход наводят... (зарплаты у них там всего 8-10 долларов).

Вообще, жуть берет.

Salsamada

  • целевая аудитория
  • писатель
  • *
  • Расположение: Ченачитлан :)
  • С нами с 16-08-2002
  • Сообщений: 89
    • http://almasalsera.merengue.ru
Цитата: "Oxanita"
Вспомнилось.

Знаете кубинский фильм Miel para Ochun? его показывали в декабре 2002 года в Испанском центре в рамках недели кубинского кино.



Конечно, видела этот фильм, и даже писала на него рецензию. Мне очень понравился. Там как раз есть сцены румбы на улицах - нормальной, не в пример "Грязным танцам-2", где изобразили нечто среднее между самбой и капоэйрой, и единственный стОящий кадр - колбасня в клубе под песню "Оришас".


Цитировать
Бу-га-га. Спорим, я знаю, с какого сайта эта "телега"?  


Эта телега из той же книжки Нуньеса  :lol:

Цитировать
А надо? Иллюстрировать будем работу?  Есть ещё картинки в других стилях...


Надо. Желательно репродукции картин, если есть - просто изображения богов у меня есть... Да вообще это все интересно

Спасибо всем. Честно говоря, состояние близко к истерическому - страшно боюсь защиты :( Может, если б, как моя сестра, за три дня все отсканила и слепила, было бы не так страшно. А то полтора года уже все изучаю и пишу.. не дай бог провалиться
J'ai laissée en passant quelques mots sur le mur... Quelques mots pour les grands Même pas

Oxanita

  • целевая аудитория
  • тысячник
  • ****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 24-09-2004
  • Сообщений: 1181
Цитата: "Salsamada"
не в пример "Грязным танцам-2"...


Не удивительно, ведь ГТ-2- это ж штатовский "шедевр"  :twisted: Попытки изобразить аутентичность даже не развеселили. Жаль мне было потраченных денег и времени.

Искренне желаю Вам успеха, тема ведь жуть какая интересная!

GM

  • писатель
  • *
  • Расположение: с Лысой горы
  • С нами с 01-09-2003
  • Сообщений: 347
http://palo-mayombe.narod.ru/index.html
Такая репродукция сойдёт? Автор - Гонсалес. А бутылка за помощь ещё в силе? :D  :D  :D

Ещё:
http://www.orishanet.org/art.html

Вот:
http://www.folkcuba.com/eguingallery_ht.html

Oxanita

  • целевая аудитория
  • тысячник
  • ****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 24-09-2004
  • Сообщений: 1181
Цитата: "Salsamada"
...некоторые мелочи вроде произношения "бабалао-бабалу" меня смущают.


"Бабалао" - это служитель культа, посвященный.
"Бабалу" - это Бабалу Айе (Babalu Aye), бог. Его "эквивалент" в христианстве - это св. Лазарь (San Lazaro) - тот самый, которого оживил Христос согласно Новому Завету. Несмотря на то, что в христианстве Лазарь как святой не числится, оставаясь лишь фигурой исторической, на Кубе он почитается как могущественный "чудотворец" и является одним из самых почитаемых святых. К нему обращаются при болезнях (кожных), чаще всего во время эпидемий.
Недалеко от Гаваны есть такая церковь Iglesia de Rincon, где Лазарю посвящен целый алтарь (опять сделанная мною фотка не выкладывается!!!). Рядом с этой церковью во множестве продают фигурки - от малюсеньких до огромных - св. Лазаря/Babalu Aye. Такая фигурка имеется абсолютно у любого кубинца, принадлежащего Regla de Ocha. Когда я спросила, почему св. Лазарь везде изображается в окружении собак, мне ответили, что он - покровитель собак... бездомных....

Вспомнилась тема потому, что 17 декабря на Кубе празднуется день св. Лазаря. Празднуется без преувеличения всеми, очень пышно и широко. Мой провожатый при поездке в церковь Iglesia de Rincon сказал: "Sabes como se pone eso el dia 17..." - "Знаешь, что здесь творится 17-го числа..." Детям, родившимся в этот день, дают в качестве одного из имен имя этого святого (для мальчиков LazarO, для девочек - LazarA).
Паломничество по случаю праздника начинается уже с сегодняшнего дня, с 15 декабря.

Salsamada

  • целевая аудитория
  • писатель
  • *
  • Расположение: Ченачитлан :)
  • С нами с 16-08-2002
  • Сообщений: 89
    • http://almasalsera.merengue.ru
Бабалу-Айе (BABALU-AYE)
     (Чопоно, Таита Каньеме) (Chopono, Taita Cañeme)

    Католический святой – Святой Лазарь. В образе коварного бога Чопоно он принес когда-то оспу и проказу африканским племенам, но теперь он – Ориша исцеляющий. Исцеление, которое он дает, всегда происходит чудесным образом, особенно в отношении тех, кто не может ходить. Бабалу-Айе всегда полон сострадания ко всем страдающим и обездоленным, за что его особо почитают. Он знает о боли больше, чем какой-либо другой Ориша.
    Когда он входит в тело верующего, транс характеризуется мускульными судорогами.  Человек говорит с трудом и, иногда, катается по полу, чувствуя, как болят язвы Бабалу-Айе на его коже. Если боль становится невыносимой для одержимого, его голову и ноги обрызгивают водой.

День недели: Воскресенье, также среда.
Цвета и ожерелья (Ilekes): Белый в голубую полоску. Ожерелье сделано из белых бусин в голубую полоску.
Жертвенные животные: стерилизованная коза, пестрый петух. Так же куры, гвинейские куры, змеи, перепела и дикие свиньи.
Священные блюда: Закваска из кукурузной муки. Бабалу-Айе любит пить водку и  курить хорошие сигары. Кокосовое масло (ori) его любимая приправа. Он пьет воду из пруда.
Бабалу-Айе – Ориша с очень простыми вкусами, и может удовольствоваться куском черствого хлеба и стаканом молока или воды, сухим вином и несколькими орехами, если проситель не может предложить ничего лучше.
Растения: хайабико, атехе, тенге-тенге, гуава, чертополох, все типы бобовых, орехи, гуагуаси, агава, гелиотроп, кайсимон, дрок, олива, финиковая пальма, плод кактуса и др.
Атрибуты: Бабалу-Айе всегда имеет при себе костыли и двоих верных маленьких собачек. На его алтаре всегда присутствует чарара (charara), метелка, сделанная из связки плодов пальметто, предназначенная для выметания прочь дьявольских происков.
Джутовые мешки также посвящены ему. Тот, кто выздоровел благодаря его вмешательству, в знак благодарности носит одежду из джута.

Это из диплома...

Бутылка за помощь - конечно, в силе  :D  Защиту назначили на 13 января - ориентировочно
J'ai laissée en passant quelques mots sur le mur... Quelques mots pour les grands Même pas

Salsamada

  • целевая аудитория
  • писатель
  • *
  • Расположение: Ченачитлан :)
  • С нами с 16-08-2002
  • Сообщений: 89
    • http://almasalsera.merengue.ru
Вот такую статью на испанском нашла:
http://www.mambo-inn.com/saravarticulo9.htm

Интересно, буду читать..и переводить, если понравится
J'ai laissée en passant quelques mots sur le mur... Quelques mots pour les grands Même pas

Oxanita

  • целевая аудитория
  • тысячник
  • ****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 24-09-2004
  • Сообщений: 1181
Эта мадам-гадалка, которая на фото в указанной Вами статье, есть на отснятом мною на Кубе видеоматериале... еще разок вечером переглядела - точно она  8O ... мир тесен.

Salsamada

  • целевая аудитория
  • писатель
  • *
  • Расположение: Ченачитлан :)
  • С нами с 16-08-2002
  • Сообщений: 89
    • http://almasalsera.merengue.ru
Я еще даже не прочитала ее толком, статью.. А что Вы снимали на Кубе, если не секрет? :)
J'ai laissée en passant quelques mots sur le mur... Quelques mots pour les grands Même pas

Oxanita

  • целевая аудитория
  • тысячник
  • ****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 24-09-2004
  • Сообщений: 1181
Как водится, природу-погоду, достопримечательности и, конечно же, пляски без числа  :D . Првда, видеокамеру я держала практически первый раз в жизни в руках, по сему выходило не всегда удачно.

Salsamada

  • целевая аудитория
  • писатель
  • *
  • Расположение: Ченачитлан :)
  • С нами с 16-08-2002
  • Сообщений: 89
    • http://almasalsera.merengue.ru
Я это к тому, что церемонии сантерии снимать запрещают, насколько я знаю, думаю, а вдруг Вас допустили снимать таинство?  :o  Как было бы интересно посмотреть...
J'ai laissée en passant quelques mots sur le mur... Quelques mots pour les grands Même pas

Oxanita

  • целевая аудитория
  • тысячник
  • ****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 24-09-2004
  • Сообщений: 1181
Да. Снимать запрещено. Хотя, как и везде, это вопрос денег  :wink: . С другой стороны, я сама, хотя мне и очень интересен предмет, не рискну по уши погружаться в эти дела. Это действительно опасно, причем на полном серьезе. Знаю не понаслышке. Жила я на Кубе, кстати, в Гуанабакоа. Это местечко - одно из самых знаменитых в мире по брухерийным делам...

Кому интересно: в фильме про Van Van "Se empezo la fiesta", кажется, так он называется, есть фрагменты церемоний, в том числе абакуа...

За то наснимала танцы оришас. В настоящих костюмах... Дух захватывает. И, конечно же, румбу.

floy_libra

  • целевая аудитория
  • активист
  • *****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 08-01-2003
  • Сообщений: 2198
    • http://dancelessons.ru
Вот такой диск можно купить сейчас за 100 (или 150, не помню точно) рублей на Горбушке:

http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/detail/-/B00001QGRM/ref=m_art_li_3/103-0274583-8083800?v=glance&s=music

Подробнее о группе:

http://iluyenkori.com/
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.

Salsamada

  • целевая аудитория
  • писатель
  • *
  • Расположение: Ченачитлан :)
  • С нами с 16-08-2002
  • Сообщений: 89
    • http://almasalsera.merengue.ru
Ну вот вам пожалуйста


Это - кусочек правленного диплома, полученного вчера по почте от РД. Знатоки сантерии и английского, так где находятся у Обатала эти чертовы яйца?  8O  Потому что two ivory eggs я понятия не имею как еще можно перевести  :oops:
Яйца из диплома пришлось убрать, но самой интересно: что это за штука такая??  8O
Просьба не пошлить...
J'ai laissée en passant quelques mots sur le mur... Quelques mots pour les grands Même pas

Agnostus

  • писатель
  • *
  • С нами с 13-10-2003
  • Сообщений: 628
    • http://www.agnostus.ru
Яйца - атрибут бога-демиурга (Обатала, вроде канает), потом, во многих культурах яйца - символ диалектического единства начала и конца - яйца и курицы. Обатала - отвечает за все эти дела (в смысле "Он — конец пути, начало смерти"), таки яйца ему родные. Два - указывают на дуализм м/ж. Слоновая кость - символ белизны (ну не было у негров ничего белее:)). Цвет одежд Обатала - белый, цвет сантерос - тоже белый.

Все это я не знаю откуда у меня застряло в голове (возможно все враки), потому немогу дать библиографию.

mdikovi

  • писатель
  • *
  • Расположение: Денвер, Колорадо, США
  • С нами с 31-01-2003
  • Сообщений: 925
    • http://mdikovi.livejournal.com
Имеется в виду НЕ слоновая кость, а ЦВЕТ слоновой кости. То есть белый, как у яичной скорлупы. Вот и вся загадка.

Всё встаёт на свои места, поскольку считается, что ОбаталА контролирует Ум и все Мысли. Владеет всеми Головами, всеми Костными Образованиями, И ВСЕМИ БЕЛЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ.

По поводу яиц. Помимо прочего ему [ОбаталА] [кстати, интересный вопрос, ЕМУ или ЕЙ, или ЕМУ-ЕЙ в одном] приносят в качестве жертвоприношения cascarilla - размельченную яичную скорлупу, которая - известно какого цвета.

P.S. Не сочтите за стёб, всё - совершенно серьёзно и из искреннего желания оказать содействие.
Для стёба у меня есть... ну сами догадаетесь.

P.P.S. Могу дать ссылку, но это - из книжки по-английски.
Но истинный социализм — это учение о добросовестном исполнении своих обязанностей. (с)

woodoolenaАвтор темы

  • писатель
  • *
  • Расположение: Barcelona
  • С нами с 30-12-2003
  • Сообщений: 93
Дорогие! Простите, что так долго не писала. На самом деле я сейчас в БАрселоне, но в Москве появлuс´´ к майu. Так что если нужно какую нибуд книгу привести, предмети Сантерии из специализированного магазина, или что нибуд из музики - с удоволствием. Толко вот ждат´´ придется немного, так что в случэ чего могу и по почте вислат´´. Недодтаток один - всио дорого. Но времени впереди много, ми это обсудим. Пишете на личку.
 елена.
¡ACHÉ Pa'l Bailador!

floy_libra

  • целевая аудитория
  • активист
  • *****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 08-01-2003
  • Сообщений: 2198
    • http://dancelessons.ru
Народ, я тут книжку привезла из-за рубежей, Migene Gonzalez-Wippler – Santeria. Содержание – увлекательное, обо всем понемногу на 315 или около того страницах.

Думаю, не перевести ли чего-нибудь (у меня переводческий зуд периодически случается).

Два вопроса:

1) Интересна ли эта тематика более чем полутора калекам?
2) Что конкретно касательно сантерии наиболее интересно?
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.

floy_libra

  • целевая аудитория
  • активист
  • *****
  • Расположение: Москва
  • С нами с 08-01-2003
  • Сообщений: 2198
    • http://dancelessons.ru
Книжка неплохая, по-моему, особенно с учетом того, что информации подобной на русском у нас – только самая общая. Да и в англоязычном интернете я ничего особенно подробного не помню (хотя надо пройтись по сайтам на досуге).
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.

caprichosa

  • писатель
  • *
  • Расположение: Москва
  • С нами с 01-09-2003
  • Сообщений: 318
    • http://www.caprichosa.ru
Флой, полуторакалекам может быть и будет интересен твой перевод, но боюсь, что вся работа  и усилия  пропадут даром :( , тк народ больше интересуется разборками местного масштаба, а также пытается найти 10 отличий шоколада от кефира. Хотя если там будет подсказка, как с помощью магии убрать конкурента, организовать конкурс или привлечь внимание молодого человека, то народ проснется и пролистает материал :wink:
Men are not gonna change to the better anytime soon, until women will start expecting more from them

Ada

  • целевая аудитория
  • активист
  • *****
  • Расположение: Оргриммар
  • С нами с 29-12-2003
  • Сообщений: 3618
Цитата: "floy_libra"
Два вопроса:

1) Интересна ли эта тематика более чем полутора калекам?
2) Что конкретно касательно сантерии наиболее интересно?

1)Значит, так. Открывай тему и вешай счетчик, будем считать калек. А то ужасно хочется книжку почитать, а на английском я ее не осилю, даже если у тебя и выпрошу. С другой стороны, чертовски тебя жалко, если ты будешь мучиться над переводом 315 страниц ради... ну, не полутора калек, человек десять я точно знаю, кто заинтересуется.
2)Иэххх... Если б разбирались в ней настолько, чтоб знать, что более, а что менее интересно...
Пока существуют люди, которых я раздражаю, я буду жить и продолжать свою великую миссию

mdikovi

  • писатель
  • *
  • Расположение: Денвер, Колорадо, США
  • С нами с 31-01-2003
  • Сообщений: 925
    • http://mdikovi.livejournal.com
315 страниц? Агааа, значит, "Santeria: The Religion". (Автор написала ещё несколько книжиц о Сантерия).
Да, тоже кажется, что неплохая книжица. Не очень простецкая и не очень заумная.
Чтобы не париться переводами, чего, может, и не нужно никому, есть вариант перевести названия главок. Всех 27-ми, не считая предисловий, глоссария и т.д. Кому надо - выберут чего им по душе и серЦу.

Ну к примеру:
1. Традиция Ориша
2. Что есть СантерИя?
3. Ориша: Боги СантерИя
4. Эггун: Духи Мёртвых
...
во, подозреваю, кой-кого может научить чему-нибудь:
15. БатА: Барабаны
...
а это - для любителей "всякого такого"
19. Пало: Колдовство и СантерИя.
20. КандомблЕ: Религия в Бразилии
...
23. СантерИя и Спиритизм.

Floy, добавьте недостающие, и усё будет в ажуре для тех кто интересуется. Тут у меня главки указаны по второму изданию "Сантерия: Религия".
Но истинный социализм — это учение о добросовестном исполнении своих обязанностей. (с)

Agnostus

  • писатель
  • *
  • С нами с 13-10-2003
  • Сообщений: 628
    • http://www.agnostus.ru
Флой, за сколько калек сойду я?:)

Magic_Daily

  • писатель
  • *
  • С нами с 02-04-2004
  • Сообщений: 108
    • http://www.livejournal.com/users/magic_daily/
больше материала хорошего.. и редкого! :)
« Ответ #49 : 29 Марта 2005, 07:44:15 »
Так... меня тоже в калеки, пожалуйста, запишите!  :wink: